In order to view this object you need Flash Player 9+ support!

Get Adobe Flash player

Powered by RS Web Solutions

Ролевая игра для школьников по теме изменения климата
Добавил(а) Administrator   
30.07.12 06:24

Ролевая игра для старшеклассников для понимания проблем экологии и изменения климата среди школьников.


“Дело о чрезвычайной ситуации на территории N”
Цели игры
• Формирование у школьников представлений о тенденциях изменения климата
и причинах происходящих процессов;
• Повышение интереса к экологическим проблемам, определение своего вклада
в дело сохранения природы, формирование гражданской позиции;
• Развитие системного мышления, необходимого для понимания глобальных взаимосвязей между различными аспектами человеческой деятельности и изменениями, происходящими на Земле.
Задачи игры
• Повышение уровня знаний в области изменения климата;
• Привлечение школьников к обсуждению вопросов, связанных с бережным от-
ношением к природе;
• Повышение мотивации к обучению;
• Развитие навыков дискуссии и умения отстаивать свою точку зрения.
Участники игры
Школьники старших классов (от 14 человек).
Краткое содержание игры
В ходе игры совершается «Суд» над виновниками создания кризисной ситуации
на территории N (вымышленная страна). В роли обвиняемых выступают представители Правительства данной страны.
По условиям игры Правительство искренне считает, что его действия должны были благотворно сказаться на условиях жизни населения страны. В этих действиях не было никакого злого умысла. Возможно, Правительство не достаточно основательно продумало стратегию развития и планы действий, что и привело страну к кризисной ситуации.
По итогам обсуждения принимается решение о том, насколько обоснованы
и разумны были действия Правительства, возможна ли была другая более эффективная программа действий.
До вынесения приговора Правительство в своем заключительном выступлении
имеет право предложить срочные меры, которые могут значительно улучшить ситуацию в стране. Это выступление Правительства учитывается «Судом». Кроме того, Правительство не может быть обвинено, если Обвинение не представит убедительной альтернативной программы действий.
Важно разъяснять участникам игры, что победить в дискуссии могут как
представители Обвинения, так и представители Защиты. Все зависит от убе-
дительности аргументов и правильного понимания взаимосвязей между фак-
торами воздействия на окружающую среду и негативными последствиями,
которые они вызывают. Даже самые благие намерения могут привести к раз-
рушительным последствиям, если при принятии решений не учитываются все
сложные взаимодействия человека с природой. Примером таких губительных
последствий является глобальное изменение климата нашей планеты.

 

Необходимые материалы и оборудование
1. Публикации и ссылки на ресурсы в Интернете, позволяющие участникам игры познакомиться с примерами непродуманной деятельности человека, а также с основными причинами изменения климата и возможными мерами его защиты;
2. Знаки отличия для разных ролей (головные уборы, бейджи или карточки на стол с указанием ролей, банданы разных цветов и т.д.);
3. Судейский молоток или колокольчик;
4. Текст описания страны, подготовленный Правительством в соответствии с предлагаемым планом  для всех участников игры;
5. Карта Страны N, подготовленная Правительством;
6. Шуточные призы или грамоты победителям;
7. Фотоаппарат и/или видеокамера. Видеозапись игры можно использовать при
обсуждении результатов на следующем уроке.
Игровые роли
Накануне игры происходит распределение ролей (на усмотрение учителя или с
помощью жеребьевки).
Перечень ролей
• Главный Судья, который ведет все заседание и дает слово остальным участни-
кам;
• Подсудимые – Правительство Страны N, несущее ответственность за возник-
шую ситуацию (от 3 человек);
• Обвинители – Главный обвинитель и его ассистенты (2-4 человека);
• Защитники – Главный адвокат и его ассистенты (2-4 человека);
• Присяжные (от 3-х человек - число должно быть нечётным);
• Свидетели различных возрастов: дети, взрослые, пожилые люди (от 4 чело-
век – по два свидетеля со стороны Защиты и Обвинения);
• Журналисты (2-4 человека).
Описание ролей
Учитель почти не вмешивается в ход игры. Он помогает командам при подготовке, дает напутствие игрокам, готовит призы и/или грамоты победителям, подводит итоги, и только в случае необходимости, помогает Судье следить за регламентом
и дисциплиной.
 Главный Судья
Ведет все заседание, следит за регламентом, дает слово остальным участни-
кам, стараясь сохранять беспристрастность и объективность, зачитывает окон-
чательное решение, закрывает заседание.
Задача Судьи – сохранить динамичность процесса, не давать слушателям ску-
чать. Он также должен следить за тем, чтобы участники не забывали об основ-
ной цели игры.
Роль Судьи очень важна. От его умения вести дискуссию и понимания игрового
процесса будут во многом зависеть результаты игры. Желательно, чтобы Судья
был авторитетным человеком в классе, тогда к его голосу будут прислушиваться
остальные игроки.

  Подсудимые (Правительство Страны N)
Правительство знакомится с заданной чрезвычайной ситуацией заранее, ищет
ее аналоги в Интернете или иных источниках, готовит программу выхода из кризисной ситуации, продумывает свои выступления. Правительство также готовит описание страны и рисует карту.
По желанию, игроки могут выбрать для себя роли конкретных персонажей:
Председатель Правительства, Министр экономики, Министр энергетики, Ми-
нистр социальной политики и т.д. Роли выбираются в зависимости от специфи-
ки кризисной ситуации.
 Обвинители (Главный обвинитель и его ассистенты)
Знакомятся с действиями Правительства и обосновывают свое обвинение,
предлагают иные действия, которые не привели бы к возникновению чрезвы-
чайной ситуации в стране. По сути, Обвинение должно представить альтерна-
тивную программу действий и доказать, что эта программа не довела бы страну
до кризиса.
Обвинители выбирают роли для Свидетелей со стороны Обвинения.
В роли Обвинителей могут выступать как отдельные граждане, так и обществен-
ные организации.
 Защитники (Главный адвокат и его ассистенты)
Обосновывают целесообразность тех мер, которые были приняты Правитель-
ством, говорят о том, почему именно эти меры были необходимы.
Защитники могут представить дополнительную информацию о новых обстоя-
тельствах, которые вынуждали Правительство совершать указанные действия.
Защита придумывает роли для Свидетелей со стороны Защиты.
Защитники могут оспаривать тот факт, что альтернативная программа Обвине-
ния не довела бы страну до катастрофической ситуации.
Правительство и Защитники могут работать в одной команде и вместе готовиться к игре.
Защита и Обвинение в процессе выступления могут представить информа-
цию, содержащую количественные данные и иллюстративный материал, для
большей наглядности. Это может быть опыт других стран, полученный в схожих ситуациях.
 Присяжные
Озвучивают свое решение по поддержанию или осуждению действий Прави-
тельства.
Несмотря на то, что все речи во время «Суда» обращаются к Присяжным, по-
следние не вмешиваются в процесс до объявления своего решения. Оконча-
тельное решение и его обоснование произносится после небольшого обсужде-
ния. Критерии (социальные, экономические, экологические) по оценке деятель-
ности Правительства должны быть выработаны заранее. Присяжные не могут
признать Правительство виновным, если Обвинение не представило убедительную альтернативную программу действий.
Присяжные могут выбрать для себя конкретную профессию, социальную принадлежность.
 Свидетели
Дети, взрослые, пожилые люди (от 4 человек – по два свидетеля с каждой Сто-
роны) получают свои роли непосредственно от Обвинения и Защиты.

  Журналисты
Придумывают сами издательства, которые представляют, и ведут себя в соот-
ветствии со спецификой издательств («желтая пресса», авторитетный эконо-
мический журнал, женский журнал и т.д.). Одного из учеников можно попросить быть фотокорреспондентом или оператором, доверив ему фото- или видеосъемку игры.
Подготовка к игре
Общие замечания
В зависимости от возможностей и установок учителя подготовка к игре может начинаться за 1-5 дней до ее проведения.
Подготовка к игре очень важна, так как именно в этот момент у учащихся фор-
мируется мотивация на обучение, и они начинают интересоваться различной
информацией по проблеме изменения климата и последствиям деятельности
человека.
Основными задачами участников в это время являются:
• выбор и анализ игровой ситуации, обдумывание возможных последствий дея-
тельности Правительства;
• разработка альтернативной программы действий, которая не привела бы страну
к чрезвычайной ситуации;
• подготовка выступлений, аргументов, вопросов.
За время подготовки участники игры могут нарисовать карту своей страны, проработать личные истории своих персонажей, а также подобрать костюмы или их отдельные элементы.
Действия игроков перед Игрой
Правительство Страны N получает:
1. карточку с названием своей страны
можно придумать свое собственное название;
2. карточку с описанием чрезвычайной ситуации и набором действий, совершенных Правительством;
3. план описания страны  и пример описания страны,
однако, учащиеся составляют свое собственное описание в соответствии с усло-
виями чрезвычайной ситуации, выбранной.
Описание Страны может быть представлено Правительством всем участникам
игры заранее или перед самой игрой, желательно в письменной форме.
Каждый член Правительства должен быть готов к обоснованию действий в сфе-
ре своей компетенции.
Исходная ситуация озвучивается всем участникам игры заранее для того,
чтобы они могли обдумать возможные последствия действий Правительства, а Защита – придумать альтернативную программу действий Правительства.
Защита выбирает роли для свидетелей со своей стороны, Обвинение – со сво-
ей стороны. Защита и Обвинение готовят свои выступления, вопросы для другой стороны.
Журналисты придумывают вопросы.
Присяжные разрабатывают критерии оценки деятельности Правительства.

 Распределение времени
Предлагается распределение времени при продолжительности игры
45 минут (1 урок). Это минимально необходимое время. Продолжительность игры от 1,5 до 2 часов позволит подробнее остановиться на важных моментах, а также высказаться большему количеству учащихся.
Шаг 1 - Перед игрой
Создается игровое пространство и готовится необходимый реквизит (желатель-
но на перемене). Необходимо проследить за правильной рассадкой участников:
Правительство, Обвинение, Защита и Присяжные должны сидеть на своих специально выделенных местах. Журналисты должны находиться чуть позади остальных участников.
Учитель озвучивает еще раз Правила игры и ее общую схему.
Шаг 2 – 5 минут
Правительство описывает свою страну. Если есть заранее подготовленная карта
страны, то она должна постоянно висеть на стене таким образом, чтобы участники процесса могли воспользоваться ею в любой момент.
Представители Обвинения и Защиты по очереди задают Правительству уточ-
няющие вопросы.
Шаг 3 – 2 минуты
Судья представляет возникшую чрезвычайную ситуацию.
Шаг 4 – 3-5 минут
Судья дает слово Обвинению, и оно озвучивает свои аргументы.
Желательно, чтобы Обвинение предложило и обосновало альтернативные дей-
ствия, которые не должны привести к возникновению чрезвычайной ситуации в стране.
Шаг 5 – 5-7 минут
Судья дает слово Защите, и представители Защиты рассказывают, что именно делало Правительство, доказывают необходимость, целесообразность и допустимость действий Правительства. Защита может также задать несколько вопросов Обвинению, а
Обвинение – Защите.
Шаг 6 – 5-7 минут
Выступления свидетелей с обеих Сторон. После каждого выступления Судья
дает возможность противоположной команде (Обвинению или Защите) задать
один-два вопроса Свидетелю.
Шаг 7 – 3-4 минуты
Журналисты задают «острые» вопросы Правительству.
Шаг 8 – 2-3 минуты
Правительство произносит речь, которая должна по максимуму снять с него об-
винение и, если возможно, предлагает действенные меры, которые могут исправить ситуацию в ближайшем будущем.
Шаг 9 – 3-5 минут
Присяжные удаляются на совещание, во время которого готовят свое решение
и его обоснование в соответствии с выбранными критериями оценки деятельности Правительства.
На принятие решения Присяжных может влиять наличие или отсутствие убедительной альтернативной программы со стороны Обвинения. Если таковойпредложено, то, возможно, других приемлемых путей развития страны просто не существует!
Шаг 10 – подведение итогов – 3-5 минут
Судья произносит заключительную речь – выносит решение «Суда».
Учитель дает краткую оценку игре и завершает ее.
Не обязательно очень строго придерживаться предлагаемого регламента.
Если речь выступающего игрока содержательна, интересна и аргументирована, можно предоставить ему больше времени. Если игрок затрудняется в процессе выступления, время последнего желательно сократить и перейти к следующему этапу игры.
Пример проведения игры. «Племя Моро»1
Описание ситуации (выдается участникам перед игрой).
Африка, район дельты реки Окаванго, 1985 год. Моро – полукочевое африкан-
ское племя в стране Лубутанга, которое перемещается со своими стадами скота по огромной территории, равной по площади приблизительно двум небольшим европейским странам. Кроме того, племя немного занимается возделыванием проса.
Дела у племени Моро идут не очень хорошо:
• смертность новорожденных высокая,
• продолжительность жизни низкая,
• муха Цеце распространяет сонную болезнь, от которой гибнут стада,
• часто возникает голод.
Задача, поставленная перед Правительством 20 лет назад – создать для
племени Моро лучшие условия жизни. В распоряжении Правительства были достаточные для преобразований финансовые средства.
Действия, которое предприняло Правительство:
• улучшение системы здравоохранения,
• повышение урожайности благодаря выведению новых сортов проса, широкому использованию удобрений,
• бурение более глубоких колодцев и увеличение площади пастбищ за счет раз-
вития оросительных систем,
• борьба с мухой цеце.
Правительство осуществило все эти меры, однако, племя Моро оказа-
лось в кризисной, практически безвыходной ситуации, требующей помо-
щи извне. Что могло произойти и почему?
Ход игры
Судья открывает заседание.
Правительство рассказывает о своей стране.
Судья зачитывает исходные условия, а потом описывает сложившуюся
кризисную ситуацию:
1. Благодаря налаженному медицинскому обслуживанию смертность, особенно
младенческая, сократилась. Увеличилась продолжительность жизни.
2. Успешно велась борьба с мухой цеце.

3. Расширились пастбищные угодья.
4. Вырос урожай проса.
5. Поголовье скота значительно увеличилось.
После принятия Правительством указанных мер в стране произошли
следующие события:
• Численность населения значительно увеличилась.
• В район потянулись животноводы, и пастбища оказались перегружены.
• Запасы грунтовых вод истощились (грунтовые воды – медленно восполняемый ресурс).
• Полностью исчез крупный рогатый скот, так как пастбища были уничтожены.
• Домашние животные вытеснили диких. Дикие животные исчезли.
• Сократилось количество осадков, и климат стал очень сухим.
• Возросло количество пыльных бурь.
• Начался голод.
В результате, племя Моро оказалось в критической ситуации.
Игровые роли
Примеры свидетелей со стороны Защиты
1. Многодетная мать с детьми, которые были маленькими 20 лет назад.
Ее выступление может быть благодарностью за спасение детей от неизлечимых
болезней.
2. Скотовод. Может рассказать, как программа Правительства по бурению новых колодцев помогла ему увеличить поголовье скота, а, следовательно, и свой доход.
3. Животновод из другой страны. Может рассказать о том, что для него открылись возможности для бизнеса в стране Лубутанга.
Примеры свидетелей со стороны Обвинения
1. Отец многодетной семьи, которому нечем кормить пятерых детей.
2. Геолог, который рассказывает о невосполнимости грунтовых вод и сложности поиска других источников воды в Африке.
3. Агроном, который рассказывает о максимально допустимом количестве голов
скота на 1 м кв. пастбища.
Возможные направления деятельности, которые может предложить
либо Обвинение, либо Правительство в своей заключительной речи
(альтернативная программа):
- регулирование рождаемости,
- ограничение бурения новых колодцев,
- ограничение доступа для животноводов с других территорий,
- развитие системы обучения новым профессиям, стимулирование развития но-
вых отраслей хозяйства.

 
Women's journal ReLady