In order to view this object you need Flash Player 9+ support!

Get Adobe Flash player

Powered by RS Web Solutions

Нормотворчество как важный инструмент адаптации к изменению климата
Written by admincli   
Thursday, 07 March 2024 09:18

Изменение климата является глобальной, всеобъемлющей проблемой, объединившей усилия всех стран мира. Регулирование взаимодействия по борьбе с изменениями климата и адаптации к его последствиям регулируется международными правовыми рамками, которые призваны сдерживать выбросы парниковых газов, активизировать деятельность правительств по внедрению митигационных и адаптационных мер, стимулировать климатические амбиции, а также устанавливать ответственность за действия, оказывающие негативное воздействие на глобальную климатическую систему.

— Основополагающими документами в борьбе с изменением климата считаются Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Киотский протокол и Парижское соглашение, - говорит Аяз Джаркынбаев, эксперт по НПА. - Значимость этих документов в том, что они определяют приоритеты и обязанности государств, создают механизмы координации совместных усилий по управлению климатическими рисками, а также определяют ресурсы и механизмы финансирования борьбы с глобальным потеплением.

Кыргызская Республика, будучи уязвимой к изменению климата, своевременно присоединилась ко всем международным документам, ратифицировав и разработав национальные планы и стратегии, которые включают укрепление законодательства и формирование комплексной правовой базы. Еще в 1999 году наша страна приняла Закон «Об окружающей среде», в котором хоть и декларативно, но одна статья рассматривала вопросы изменения климата.

Точно также климатическая повестка отражена в Водном, Лесном и Земельном кодексах, когда ирригационная, лесо- и землепользовательская политики должны формироваться и реализовываться с учетом адаптации к климатическим изменениям. Даже в Конституции Кыргызской Республики закреплено право на безопасную экологическую среду. Всего правовая база нашей страны содержит более 20 законов, которые в той или иной степени фиксируют нормы, связанные с изменением климата.

При этом с 2021 года в стране проводится инвентаризация всех нормативных правовых актов, в том числе имеющих отношение к изменению климата. В рамках этой деятельности министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики сегодня сводит в единый Экологический кодекс ряд законопроектов, имеющих отношение к вопросам изменения климата. Это законы «Об охране окружающей среды», «О животном мире», «Об охране атмосферного воздуха», «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях». Такое объединение позволяет не только актуализировать нормативные правовые акты, но и внести в них нормы по адаптации к изменению климата без организации параллельного нормотворческого процесса. Такая же работа проводится и в других государственных секторах.

— Большое внимание совершенствованию правового потенциала стран уделяет Сейданская рамочная программа. Что делает наша страна в рамках своих обязательств?

— Сейданская рамочная программа хоть и является соглашением, не имеющим обязательной силы, тем не менее ставит задачи по совершенствованию организационно-правовых рамок управления рисками стихийных бедствий, вызванных климатическими изменениями. Кыргызская Республика приняла на себя обязательства по СРП в 2015 году, разработав «Концепцию комплексной защиты населения и территорий КР от чрезвычайных ситуаций на 2018-2030 годы» и поэтапные планы мероприятий к ней.

Эти документы подтверждают, что снижение рисков бедствий от климатических изменений являются значимой частью государственной политики нашей страны. Вопросы климатических рисков были внесены в Национальную стратегию устойчивого развития Кыргызской Республики до 2040 года и Национальную программу развития до 2026 года. Расширение зеленых насаждений как ключевой элемент снижения рисков изменения климата, деградации земель и загрязнения воздуха, а также сохранение экосистем горных лесов, увеличение площади многолетних искусственных насаждений, поддержка программ посадки лесов – все эти задачи указываются в НСУР как меры адаптации к изменению климата и уменьшению опасности бедствий.

Также адаптационные цели поставлены в Национальной программе развития, а именно повышение устойчивости и адаптационного потенциала для борьбы с опасными климатическими явлениями и катастрофами; включение мер по адаптации в национальную политику, стратегии и планирование; улучшение образования и распространения информации по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним; реализация финансируемых партнерами проектов по снижению рисков чрезвычайных ситуаций.

Также с 2020 года система оценки воздействия на окружающую среду внедряется в Кыргызстане как постоянный компонент государственной политики, который обеспечивает экологическую оценку всех стратегий, программ, проектов и законодательных актов.

— В рамках проекта ПРООН по разработке Национального адаптационного плана Кыргызской Республики была проведена оценка институционального потенциала в приоритетных секторах, в том числе в плане нормативного потенциала. Какие результаты и рекомендации определены для министерства природных ресурсов, экологии и технического надзора КР?

— Давайте начнем с того, что в 2021 году министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора было определено как государственный орган, ответственный за обеспечение климатической устойчивости. Изменение климата отмечено в качестве приоритета в руководящих принципах ежегодного планирования ведомства.

В Приоритетах сохранения биоразнообразия в Кыргызской Республике на период до 2024 года стоит задача повысить устойчивость экосистем и увеличить вклад экосистем в поглощение углерода, способствуя, таким образом, смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним. Для этого необходимо реализовать такие действия, как реабилитация деградированных земель и устойчивое развитие лесных и земельных ресурсов. Также Стратегия по адаптации к изменению климата ставила целью снизить негативные риски и использовать потенциальные возможности изменения климата для устойчивого социально-экономического роста Кыргызской Республики на основе реализации адаптационных мер в наиболее уязвимых к изменению климата секторах экономики.

Оценка потенциала показала, что перед ведомством стоит задача по обновлению ряда нормативных правовых актов с учетом климатических изменений и адаптационных мер. В том числе законы “Об охране окружающей среды”, “Об охране и использовании растительного мира”, “О биосферных территориях в Кыргызской Республике”, “О животном мире”, “Об экологической экспертизе”, “Об особо охраняемых природных территориях”, Лесной кодекс и т.д.

Была дана рекомендация учитывать будущие, а не прошлые климатические условия, и уделять приоритетное внимание долгосрочной устойчивости в управлении. Также эксперты отметили необходимость разработки национальной программы страхования от опасных событий, чтобы поощрять развитие и реконструкцию в экологически уязвимых и рискованных местах.

— Оценка проводилась по четырем секторам. Что она показала по остальным секторам - здравоохранению, чрезвычайным ситуациям и сельскому хозяйству?

— Сектору «Сельское хозяйство и ирригация» рекомендовано разработать Программу адаптации сельского хозяйства к последствиям изменения климата и Программу климатически ориентированной поддержки сельского хозяйства совместно с государственными банками. Также эксперты видят необходимым разработать Программу адаптации энергетического сектора к последствиям изменения климата и Программу энергоэффективности и энергосбережения с учетом изменения климата.

Сектору «Здравоохранения» необходимо сосредоточить усилия на Программе адаптации системы здравоохранения Кыргызской Республики к изменению климата, Плане информирования населения и системы достоверного и своевременного оповещения о необходимости защиты здоровья населения от негативных факторов изменения климата и Плане развития службы скорой медицинской помощи.

Точно также рекомендован ряд документов для сектора «Чрезвычайные ситуации». Это Комплексная программа по повышению потенциала и знаний сотрудников государственных органов, МСУ и населения по предотвращению и эффективному реагированию на климатические чрезвычайные ситуации, Концепция развития Единой системы комплексного мониторинга и прогнозирования ЧС и Программа по вопросам отселения населения из потенциально опасных участков и освоения новых участков с учетом.

— Проведенная оценка станет основой для Национального адаптационного плана?

— Да, главная рекомендация – это разработка единого стратегического странового документа в части адаптации к изменению климата. Хоть адаптация и отражена в ряде стратегических документов Кыргызской Республики, но в настоящее время они не в полной мере отражают все требуемые адаптационные меры с учетом взятых на себя Кыргызстаном климатических обязательств и амбиций.

Национальный адаптационный план позволит повысить эффективность снижения негативного воздействия изменения климата на сектора экономики, а также использовать положительные возможности, которые оно представляет. НАП должен основываться на обновленном ОНУВ, и быть основой для мобилизации специального финансирования для повышения климатической и общей устойчивости развития страны.

 
Women's journal ReLady