In order to view this object you need Flash Player 9+ support!

Get Adobe Flash player

Powered by RS Web Solutions

Итоги Парижской конференции по изменению климата
Written by admincli   
Wednesday, 28 February 2018 11:31
Профессор кафедры мировой экономики Владимир Горбанёв о Парижской конференции по изменению климата, достигнутом в ходе встречи 

соглашении 

и препятствиях на пути его реализации, а также о роли России в переговорном процессе по климатической проблематике.

Крупнейшим событием эколого­политического характера в прошедшем 2015 г., безусловно, явилась Парижская конференция по изменению климата. Однако в отличие от предыдущих конференций, сыгравших более скромную роль в деле борьбы с изменением климата, эта конференция оказалась в тени сирийских событий и слабо освещалась как в мировой, в том числе российской прессе, так и на информационном портале МГИМО.

Мне уже не раз приходилось писать, что практически все страны подтвердили стокгольмское решение об удержании глобальной приземной температуры в пределах Д.Г.Н.2°С. Превышение этой температуры грозит серьезными геоэкологическими катастрофами. Канкаунская конференция (2010 г.) приняла пакет документов под общим названием «Долгосрочные меры сотрудничества» — это прообраз будущего соглашения, фактически это решения переходного периода от старого формата Киотского протокола, срок действия которого завершился в 2012 г, к новому глобальному соглашению.

Серьезную дискуссию вызвал вопрос о будущем Киотского протокола. Многие развивающиеся страны настаивали на его продлении, поскольку Протокол

не накладывает на них никаких обязательств, и вся тяжесть обязательств ложится на развитые страны. Но именно по этой же причине развитые страны больше не намерены продлевать Киотский протокол. Россия также выступила против продления Протокола на второй период. Киотский протокол, по подсчетам экспертов, мог снизить глобальные выбросы только на 5,2%, поэтому Протокол всегда

и рассматривался, как «пилотный», и свою миссию он в значительной мере выполнил. Но чтобы остановить процесс потепления хотя бы в пределах двух градусов, необходимо, чтобы предельные глобальные выбросы сократились на 80% к 2050 г. Это крайне сложная задача, требующая глобального перехода на инновационные энергосберегающие технологии, на альтернативные источники энергии. Только в этом случае можно будет добиться, чтобы не произошли необратимые изменения в глобальной климатической системе. 

Последние решения конференции в Дохе (Катар, 2012 г.) заложили основу для более амбициозных международных действий против изменения климата в краткосрочной перспективе, открыли путь к заключению в 2015 г. нового глобального соглашения по климату на период с 2020 г. На встрече в Катаре российская делегация заявила, что будет всячески содействовать заключению нового глобального соглашения, но участвовать в реализации второго этапа Киотского протокола не намерена.

С целью заключения нового глобального соглашения по климату, которое должно прийти на смену Киотскому протоколу, во Франции с 30 ноября по 12 декабря 2015 г. прошла 21­я конференция, проводимая в рамках Рамочной конвенции ООН по изменению климата (СОР 21) и 11­я — в рамках совещания сторон по Киотскому протоколу (CRP­11). Главная задача конференции — подписание международного соглашения по поддержанию увеличения средней температуры планеты на уровне ниже 2°C. Затянувшееся на две недели мероприятие закончилось неожиданным и практически единогласным подписанием совместного договора по борьбе с глобальным потеплением — его приняли 195 стран из 198 участвующих. Многие эксперты и политические деятели подчеркивали колоссальный контраст с Копенгагенской конференцией 2009 г., где все закончилось «хаосом и встречными обвинениями», назвав СОР21 первой удачной экологической конференцией после Конференции в Рио в 1992 г.

186 стран из числа подписавших договор уже разработали индивидуальные планы по борьбе с глобальным потеплением. Парижское соглашение, имеющее официальное название «Рамочная конвенция об изменении климата», призвано прийти на смену Киотскому протоколу в период после 2020 г. Несмотря на то, что оно было одобрено 12 декабря 2015 г. на Всемирной конференции ООН, официально для подписания оно будет открыто только весной следующего года. В штаб­квартире ООН в Нью­Йорке планируется провести соответствующую церемонию высокого уровня 22 апреля 2016 г.

«Соглашение вступит в силу после того, как оно будет ратифицировано 55 странами, на которые приходится по крайней мере 55% от общего объема глобальных выбросов парниковых газов», — говорится в документе. Попробуем сформулировать основные достижения принятого Соглашения:

1. Удержание роста температуры в пределах 1,5°С. Это будет достигнуто с помощью дотаций развивающимся странам на развитие экологически чистых источников энергии и сокращение добычи полезных ископаемых, применение новейших технологий.

2. Все развивающиеся страны публично предоставили свои национальные взносы, предназначенные для сокращения выбросов в ближайшие 20 лет. За неисполнение обязательств правительства могут быть привлечены к ответственности.

3. Подписан документ о поддержке развития возобновляемых источников энергии. Всемирные банки подписали соглашение

о кредитовании низкоуглеродных энергетических проектов, в том числе проектов на развитие энергии солнца и ветра.

4. С 2020 г. развитые страны, а также Китай и Сингапур обязались предоставлять 100 млрд долл. в год для слаборазвитых стран, чтобы помочь им адаптироваться к изменению климата. Часть денег будет выделена Зеленым климатическим фондом, который наполовину контролируется развивающимися странами.

Однако не все так радужно и идеально. Российские и зарубежные эксперты подчеркивают, что имеется немало нюансов, представляющих собой подводные камни на пути выполнения Соглашения по климату. Попробуем сформулировать основные.

Я их объединил в три группы:

1. В прописывании обязательств часто встречаются неточности, недоговоренности, двусмысленные формулировки, дающие возможность странам уклониться от своих обязательств; гарантии в размере 100 млрд долл. вступят в силу только в 2020 г., а конкретные действия нужны уже сегодня, так как климат к тому времени может измениться весьма существенно. Для развитых стран нет никакой юридической ответственности за неоказание помощи бедным странам. Этот вопрос аккуратно обходится стороной.

2. Другой крупный минус Соглашения заключается в том, что страны не называют конкретных временных рамок по сокращению выбросов, что может привести к трехградусному потеплению. И даже еще выше. Чтобы этого не произошло, развитые страны должны полностью сократить выбросы до нуля во второй половине нашего века, что весьма проблематично.

3. Большинство соглашений защищает крупный бизнес и разрушает мелкий. «Зеленая экономика» ставит во главу угла торговлю углеродом — политику, которую не принимают мелкие фермеры. Все заработанные таким образом деньги вряд ли достанутся бедному населению. И здесь мы подходим к известному противостоянию глобализации в лице крупных ТНК и бедных развивающихся стран.

Так что на пути к реализации Соглашения еще встретится немало трудностей, но будем оптимистами и надеяться на лучшее.

В целом Соглашение, подписанное в Париже, полностью удовлетворило Россию. Еще на открытии переговоров в Париже 30 ноября президент РФ Владимир Путин заявил, что «в независимости от исхода международной климатической конференции и даже в случае ее провала Россия все равно к 2030 г. уменьшит вредные выбросы до показателя 70% от базового уровня 1990 г. Россия продолжит вносить вклад в совместные усилия по предотвращению глобального потепления», — сказал В.Путин. Он добавил, что этого Россия будет добиваться за счет прорывных решений в сфере энергосбережения, в том числе за счет новых нанотехнологий. По оценкам экспертов, благодаря добавкам на основе углеродных нанотрубок только в России эмиссию углекислого газа можно сократить на 160­180 млн тонн в предстоящие пятнадцать лет.

Также В.Путин отметил важность того, что в Парижском соглашении зафиксирована важная роль лесов как основных поглотителей парниковых газов, что особенно важно для России, которая обладает колоссальными лесными ресурсами и многое делает для сохранения легких планеты.

«Все переговорные позиции России были учтены», — заявил ТАСС министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской. Он отметил, что в средне­ и долгосрочной перспективе планируются серьезные инвестиционные вливания в развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ). «До 2035 года мы планируем привлечь в сектор ВИЭ 53 млрд долл», — сказал С. Донской. Министр напомнил, что около половины всех новых энергетических мощностей в России — это гидроэлектростанции, атомные электростанции и станции ВИЭ. По оценкам экспертов, суммарный потенциал альтернативных источников оценивается в объеме около 3 млрд тонн нефтяного эквивалента в год. «В ближайшее время в России будет введено более 1,5 ГВт солнечной генерации», — сообщил С.Донской. По уровню выбросов СО2 Россия входит в первую пятерку, однако идет далеко позади Китая, США, Индии и ЕС, являющихся главными «загрязнителями» планеты.

Эксперты подметили интересный момент: выделение развитыми странами 100 млрд долл. на решение экологических проблем развивающимся странам, может позволить часть этих средств заработать России. Это возможно, например, в случае реализации проекта азиатской энергетической супер­сети, которая бы соединила энергосистемы России, Китая, Японии, Кореи, Монголии и других стран, и позволила бы осуществлять перетоки энергии ГЭС на Востоке России в Азию.

Энергетика является одним из основных источников парниковых газов — на ее долю приходится около 37% общего объема выбросов, и что в азиатско­тихоокеанском регионе к 2030 г. прогнозируется почти двукратный рост спроса на электроэнергию. Россия располагает вторыми по размеру в мире гидроэнергетическими ресурсами, которые используются только лишь на 20%, и основная часть российского неиспользованного гидропотенциала сосредоточена на Востоке страны, вблизи к азиатским странам. «ГЭС не создают выбросы парниковых газов, себестоимость производимой энергии невысокая, гидростанции способны обеспечить стабильный уровень поставок электроэнергии, позволив активнее использовать энергию ветряных и солнечных станций, зависящих от погоды. Именно на гидроэнергетику с учетом преимущественно холодного климата стоит делать ставку России, которая не столь богата другими альтернативными источниками энергии, как, например, ветровая и солнечная энергетика, на которые делают ставку Европа, США и Китай. Российские поставки позволят частично покрыть растущий спрос на электроэнергию в Азии, избежав строительства новой «грязной» генерации, что ограничит рост эмиссии парниковых газов в Азии и внесет вклад в борьбу с изменением климата. Представители России ведут переговоры с КНР, Японии и Кореей об инвестициях в строительство и линий электропередач для новой супер­сети.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал государства немедленно начать работу по выполнению заключенного в Париже Соглашения по климату. Выступая на церемонии закрытия конференции COP21, глава ООН назвал выработанное соглашение «триумфом для людей и планеты». Генсек подчеркнул, что страны условились удерживать глобальный рост температуры ниже 2 градусов по Цельсию. «А признавая риск серьезных последствий, вы согласились далее пытаться ограничить повышение температуры до 1,5 градусов», — отметил Пан Ги Мун. Это условие, по его словам, особенно важно для народов Африки, малых островных государств наименее развитых стран, сообщили в ООН.

Парижское климатическое соглашение является победой, в том числе, российской дипломатии, так как многие положения документа были внесены российскими переговорщиками, считает руководитель программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Алексей Кокорин: «Во­первых, в соглашении много внимания уделяется лесам, что изначально было нашей позицией. Во­вторых, России удалось добиться полной универсальности соглашения в части охвата, единого механизма устойчивого развития для всех стран, как развитых, так и развивающихся», — подчеркнул А.Кокорин.

 

 
Women's journal ReLady